E-mail: info@tm-f.ru

Публикации

«Шашечки», которые едут, или два дня в Шиндлерхофе

Я получил задание от шефа взять интервью у Клауса Кобьёлла в его жемчужине - гостинице Шиндлерхоф. Заодно собственными глазами увидеть лучший бизнес-отель Германии и попытаться понять, в чем его уникальность. Почему этот небольшой частный отель всякий раз, когда ему позволяли участвовать в конкурсе на звание лучшего конференц-отеля Германии, становился победителем. Всего таких наград восемь, и последняя – в этом году.

Тем, кто терпеть не может лирические отступления и всякую отсебятину авторов а, “как старый солдат ©”, мыслит четкими категориями и любит “сухие остатки”, советую начать чтение c того фрагмента текста, который следует сразу после пяти звездочек Как известно пять звездочек лучше чем три, а тем более две или одна.

Отсутствие опыта написания подобных опусов побудило меня к покупке пару недель назад книжки какого-то австрийца - что-то вроде самоучителя по написанию всевозможных текстов. В Москве я книжку лишь пролистал, надеясь почитать в самолете, и, конечно, забыл взять ее с собой. Поскольку текст нужен, как у нас в стране принято, “вчера”, пришлось искать ответы по написанию в собственном жизненном опыте.

В последний раз что-то более или менее похожее на путевые заметки я писал пятнадцать лет назад во время моей первой поездки в США. Тогда я писал это для себя и для своих близких, а сейчас - для широкой публики. А это большая разница . Но тот опыт был удачным, как мне самому про него хочется думать.

Не имея никакого представления о законах этого жанра, я решил воспользоваться самым простым и древним стилем – хронологическим описанием событий. А чтобы это получилось более или менее пристойно, есть лишь один рецепт, который я почерпнул у Клауса Кобьёлла. Надо быть искренним.

День первый, 28 сентября

Дорога

Ранний вылет из Москвы. В аэропорту купил для Клауса национальный русский мужской подарок. Вылет по расписанию. Пересадка в Берлине. Маленькое приключение. При прохождении личного досмотра дама из немецкого секьюрити с внешностью школьной учительницы средних классов заинтересовалась клаусовским подарком. Ее английский еще хуже моего. Но быстро выяснили, что это в коробке и где куплено. Ага, ее интересует, когда это куплено. Вдруг я туда чего-нибудь другого, запрещенного к перевозке, залил. Вот, говорю, – внутри чек с датой. Она ищет, но чек так перекрутило, что дату не видно. Позвала коллегу. Вращают пакет с содержимым вдвоем – безуспешно. Позвали третьего – мужчину. С его помощью прочитали надпись на чеке. Все ОК. Пожелали счастливого полета, отпустили с подарком и с богом и взялись за другого клиента. Похоже, на троих не только в России хорошо соображать, но и в Германии тоже.

Прибытие

В Нюрнберг прибыли практически по расписанию. Выхожу из здания аэропорта (аэропорт в Нюрнберге кстати очень уютный) и вижу вход в метро до Нюрнберга. Но мне в другую сторону – на север в Боксдорф. Стоянка такси здесь же. Очередь на такси большая, но рассасывается быстро. Меня удивило, что довольно много людей закурили после рейсов. Думал, что сейчас в Германии курят меньше. Минут через пятнадцать такси уже везет меня в Шиндлерхоф. Водитель – смуглый, молчаливый пакистанец, а может, турок. Движение интенсивное, но несмотря на это, едем бодро.

Осень во Франконии еще ранняя. Большинство деревьев – в зеленой листве. Но в этот день похолодало: мелкий и нудный дождичек, серое стальное небо, ветер 18 м/с (по данным пилота нашего рейса). В общем, хорошо знакомая мне типичная балтийская погода, кроме разве что отсутствия высокой влажности. За окном слева и справа сельхозугодия, фермерские дома и рабочие постройки. Вскоре въезжаем в Боксдорф, а вот и Шиндлерхоф, знакомый мне по видеообращению Клауса на нашем сайте. Прощаемся с таксистом (15.40 € + чаевые). Прибыл, как и рассчитывал, в 10-30.

Ресепшн

Шиндлерхоф – это комплекс зданий фермерской усадьбы с 300-летней историей на площади около одного гектара. На открытой парковке – два десятка престижных автомобилей бизнес-класса.

Захожу на ресепшн. Обстановка спокойная – никакой вычурности или чего-то кричащего. У входа – ведро с зонтиками для гостей и сотрудников. Как оказалось, такие же ведра у входа во все здания.

Представился. Попросил позвонить Сандре, сотруднице Клауса, которая с нами работает над проектом. Девушка на ресепшн естественна и дружелюбна, без тени заискивания. Номер еще убирают. Будет готов минут через 30. Вообще-то официально у них заезд с 15-00. Предложила попить кофейку. Я спросил, где можно курить. В помещениях курение строго запрещено, а на улице – кури, где хочешь (если здоровья не жалко – мое примечание).  Урны стоят у входа во все здания.

Набил трубку табаком, вышел на воздух. Вдруг из дверей ресторана, что в каком-то десятке метров справа от ресепшн, выходят два джентльмена. Открывают фирменные шиндлерхофские зонтики и, что-то обсуждая, направляются в мою сторону. Один – элегантно одетый, седовласый, статный господин с лицом английского лорда, а второй – живой Клаус Кобьёлл собственной персоной. Проходят мимо. Клаус выдает какую-то тираду на немецком. По некоторым схожим английским словам и жестикуляции, понимаю, что речь о запахе дыма от табака моей трубки. Клаус его, похоже, одобрил. Я что-то промычал. Культурный шок. “Я Ленина видел! ©”.

Через пару минут подошла Сандра. Обсудили расписание завтрашнего интервью. Договорились, что она покажет мне отель сегодня после обеда. Сандра спросила о времени, на которое надо зарезервировать столик в ресторане на обед и ужин, предупредив, что иначе можно и не попасть. Вечером я убедился, что это - чистая правда, ресторан полон.

Разговор закончен. А мой номер-то уже готов. Девушка с ресепшн спрашивает, нужен ли мне кто-нибудь, чтобы отнести вещи. Нет, конечно, что тут нести: маленький чемоданчик, весом в 10 кг, да еще и на колесиках. Пошли в «мое» здание. Это двухэтажный дом, весь увитый диким виноградом. Рядом с ресепшн коробка для ключей – это для гостей, которые приезжают поздно ночью.

Номер

Поднялись по винтообразной лестнице под крышу. Мне вручили два ключа: попроще - от номера, и довольно замысловатый - от входной двери здания.

Вот и номер. Просторный. Высокий потолок. Стены выкрашены краской мягкого желтоватого тона. Все, что нужно для усталого путника. Ванна с душем и стандартный набор: фен, гель для душа, три полотенца, жидкое мыло для рук. В шкафчике средства личной и интимной гигиены за дополнительную, весьма немалую, плату.

Кровать наверху, под самой крышей. Добираться до нее придется по винтовой лестнице. Стало ясно, что ничего лишнего позволить себе вечером не смогу – лестница слишком крутая.

Японский кондиционер. Рабочий стол с факсом. Настольная лампа. Телевизор известной европейской марки с большим ЖК экраном. DVD система того же производителя. Еще один телевизор, поменьше, наверху у кровати. Два телефонных аппарата: на рабочем столе и наверху - у кровати. Мини кофе-машина с тремя таблетками, сахар, пара чашек. Пресс для брюк. Вешалка для костюма.

Мини-бар. Шкаф для одежды. Торшер. Большой круглый стол, пять кожаных кресел. Мебель на вид простоватая, светлого дерева, а стол и кресла – черные. Все добротно, но без изысков.

Подключил интернет. Почитал почту. Скорость хорошая. Но стоимость интернета высокая - 4€/час или 13€/сутки. Кстати, проверить почту или получить справочную информацию можно и бесплатно – по компьютеру, установленному на ресепшн.

Много материалов о книгах Клауса. Несколько дисков с записями. Две богато иллюстрированные книги об отелях Франконии и о франконской кухне. В обеих есть странички о Шиндлерхофе. Сквозь приоткрытое окно доносятся звуки пролетающих самолетов: аэропорт-то рядом.

Ну что. Всю хорошо, но никакого восторга. А чего ты ждал-то, дядя? Ну как же. Лучший бизнес-отель Германии. И? Тут звонит шеф. “Как впечатления?” Промямлил что-то вроде: “ только приехал, еще осматриваюсь…”.

Вспомнилась история, которую Клаус описал в своей книге. У него как-то остановился на ночь управляющий одной из крупнейших сетей отелей. Уезжая, он написал в книге отзывов примерно следующее: “Ничего особенного. Все как у всех”. Я подумал, что готов сейчас подписаться под этими словами. Однако Клаус в ответ написал примерно так: “Все как у всех. А почему мы тогда зарабатываем вдвое  больше, чем в среднем по рынку?”. Действительно, почему? Набил трубку. Вышел на воздух.

Перекур

На улице какой-то упитанный англичанин (судя по произношению) курит и говорит по мобильному телефону. Говорит громко. Мне слышно хорошо. Оказывается на первом этаже семинар для топов какой-то крупной компании. Сейчас перерыв на обед. “Англичанин” распекает по телефону аудиторию примерно в таком стиле: “…Работаю сейчас с топ-менеджерами…. Тихий ужас!... Они в маркетинге ни в зуб ногой! Приходится объяснять им элементарные вещи… Кошмар…”. Народ повалил из аудитории на обед. Некоторые останавливаются перекурить. “Англичанин” достает следующую сигарету и продолжает свой телефонный разговор, но уже не поливая своих слушателей. Да, нервная это работа - вести семинары. И с таким глубокомысленным выводом я отправился на обед.

Обед

Столик на одного для меня заказан. Ресторан очень уютный. Стены в желтоватых тонах. Потолок из вековых деревянных балок. Едва слышная фоновая музыка. Рассматриваю меню. Оно небольшое. Хороший признак. Франконская кухня для меня не известна. Да и курение трубки не способствует утонченному вкусу. Выбираю суп с помидорами, бифштекс, который, согласно меню, рекомендован Клаусом, и эспрессо, чтобы не заснуть. Девушка приносит бутылку минералки.

Осматриваюсь по сторонам. Слева и справа по паре джентльменов ведут деловые беседы. Пришла парочка молодых людей с сотрудником отеля и сели за столик наискосок от меня. Не зная немецкого, я не мог понять, о чем речь. Грешным делом решил, что это собеседование. На самом деле (здесь в прямом значении, так как я этот вопрос прояснил позднее) молодые люди договаривались о проведении в ресторане своего свадебного торжества.

Официантка приносит корзинку с хлебом и сливочное масло. На столе соль четырех видов с различными добавками, две мельнички еще с какой-то солью и перцем, графинчик с оливковым маслом.

Жую хлеб. Очень вкусно. Тут метрдотель, внешне, ни дать ни взять, топ-менеджер какой-нибудь транснациональной компании, приносит подарок от шеф-повара: рюмочка молодого белого вина и маленький кусочек лукового пирога. Мне очень понравились обе компоненты.

Минут через 18 подоспел суп. Вкус – “спесфический – во рту тает ©”. Я высказал, как умел, мои комплименты шефу. Бифштекс тоже был хорош. Эспрессо меня встряхнул – то, что надо, чтобы не заснуть. Тут официантка несет несколько маленьких кусочков какого-то десерта. Сюрприз. “Это от шефа, ему жаль, что вы не взяли ничего на десерт”.

Глажка рубашек

Я вышел из ресторана. И что-то, совсем чуть-чуть, позитивно изменилось в моем настроении. Наверное, путь к сердцу мужчины действительно лежит через желудок. Я зашел на ресепшн и сказал, что мне надо погладить пару рубашек. Тут меня ждал новый сюрприз. Мне сказали, что у меня три варианта. У меня заберут эти рубашки из номера. Я могу их принести на ресепшн сам. В обоих случаях это будет стоить 3.5€/рубашку. Третий вариант – мне принесут доску и утюг и я сам смогу их погладить бесплатно. Поскольку я глажу рубашки уже более 30 лет, то решил потратить эти виртуальные 7€ вечером на пиво.

Через минуту после того, как я закрыл за собой дверь номера, снаружи постучали. Я получил гладильную доску и утюг – самые обычные, без всяких наворотов. «Ага, - подумал я. Емкость для воды забыли – это минус». Ставлю доску. Иду набирать воду для пара. Сюрприз! А утюг-то уже с водой. Таким любителям глажки, как я, одной заправки утюга полностью хватает для двух рубашек.

Погладил, выставил принадлежности для глажки (как просили) в коридор и пошел на экскурсию.

Экскурсия

Сандра начала экскурсию с кухни. Ее площадь всего 30 м2, что совсем немного, если учитывать, что ресторан рассчитан на 200 мест и ежедневно заполняется почти полностью. Перестраивать кухню, ломать стены и т. д. нельзя – запрещено законом. Здание представляет историческую ценность. Убранство, интерьеры ресторана полностью меняются раз в семь лет. Очередная смена произойдет в следующем году.

Посмотреть ни один номер в этот день было нельзя. Все занято. Вышли на улицу - а там ремонт дороги. Сандра с горечью сказала, что это тянется уже полгода. Она рассказала также, что в гостинице много тематических номеров. Есть номер для любителей MINI, в котором установлен кузов от автомобиля. Номер для любителей вина, где одна стена полностью уставлена стеллажами с бутылками вина, которое можно пить, но, разумеется, за плату. Есть новое здание, построенное в японском стиле для любителей.

Потом мы прошлись по аудиториям для проведения мероприятий. Их в Шиндлерхофе десять. В этот день в девяти из них проходили мероприятия. Я посмотрел те, где все уже закончилось. Самая маленькая рассчитана на четырех человек, самая большая - на 160. Сандра показала мне аудиторию, где как-то раз парни из ведущей консалтинговой компании с мировым именем прозаседали до глубокой ночи. Им просто оставили ключи от помещения, которое они за собой и закрыли.

Аудитории, надо сказать, впечатляют. Самое качественное и суперсовременное оборудование: проекционное оборудование, экраны, мебель, флип-чарты, фломастеры, бумага т. д. Для примера: проектор в одном из залов стоит €20 тыс. Цветовая гамма залов изменяется в зависимости от времени суток. Специально подобранная музыка.

Мы посмотрели садик и пруд в японском стиле с рыбками и раками. Сандра рассказала, что постройка велась по законам фэн-шуй. Это для меня темный лес.

Как человек, получивший естественнонаучное образование, я отрицаю любую мистику и сверхъестественные силы. Полагаю, что всему можно дать разумное объяснение. А то, что не объяснено сегодня, просто еще не познано наукой. Каким-то чудесным образом мое настроение повышалось, а силы прибывали, несмотря на то, что я не спал больше суток.

Я вернулся в номер. Принадлежности для глажки по-прежнему стояли там, где я их и оставил.

Ужин

Ужин в одиночестве в том же зале, за тем же столиком. Еда была отменной. Великолепное пиво. На второе я взял ягненка с бокалом рекомендованного к нему вина. Великолепно! Салат и десерт также выше всяких похвал. Обслуживание – пять баллов. Стоило все удовольствие 50€. Сравните с московскими ценами. Все это в романтической атмосфере старинного помещения, утопающего в свечах и свечечках под неуловимую музыку. Ужинать одному в таком месте – кощунство. Здесь надо проводить романтические встречи с любимыми или друзьями.

К концу дня мое сердце уже принадлежало Шиндлерхофу. Мне все нравилось и мой номер в том числе. Как это случилось? Я задавал себе этот вопрос, раскуривая последнюю трубку перед сном. На языке вертелось одно слово – атмосфера.

Принадлежности для глажки по-прежнему стояли там, где я их и оставил.

День второй, 29 сентября

Завтрак

Я вышел из номера. Принадлежности для глажки стояли на том же месте. Утром должен был приехать мой шеф, чтобы принять участие в интервью с Клаусом. Я через Сандру договорился, что нас покормят. Позавтракав (никаких нареканий к шведскому столу), мы отправились на встречу с Клаусом.

Интервью

Сначала обмен подарками. Сюрприз. Клаус подарил мне кубинскую сигару (ты же трубку куришь!) и свой традиционный подарок мужчинам – швейцарский нож.

Несколько слов об интервью. Могу сказать о своих ощущениях. Это тот случай, когда человека нужно слушать вживую. Получаешь гораздо больше, чем от книги или видео записи. Интервью будет скоро в сети. Не пропустите. Некоторые ответы дорогого стоят. Потрясающее обаяние у человека, наряду с мощной энергетикой и железной хваткой успешного предпринимателя.

Обед

Мы с шефом отправляемся на обед. Обед был вновь хорош. Перед кофе мы вышли перекурить. Почти сразу выбегает наша официантка Алекс и спрашивает, не принести ли нам кофе на улицу. Дальше нас ждал еще один сюрприз. Закончив обед, подзываем Алекс, чтобы расплатиться. В ответ слышим, что обед за счет Клауса – он нас угощает. Немая сцена из “Ревизора”. Мы опомнились, только когда уже ехали на такси в Нюрнберг: на чай мы девушке ничего не оставили.

Перед отъездом в Нюрнберг я заглянул к себе в номер. На рабочем столе лежала открытка от Сандры с благодарностью за сотрудничество и баночка варенья с символикой Шиндлерхофа. Принадлежности для глажки по-прежнему стояли в коридоре.

Ужин

Ужин прошел так же, как и в первый вечер, – со всеми прелестями и недостатками. Великолепная еда, музыка, свечи. Я один за столиком. Слева от меня ужинала пара немецких пенсионеров. Мужчина в костюме и галстуке. Женщина – в нарядном платье. Чуть поодаль, за столиком, где мы обедали днем, отец с двумя детьми лет по 14 и 16. Справа два деловых партнера решали вопросы. Еще правее две одинокие женщины далеко за сорок. Наискосок от меня компания друзей из четырех человек. Еще дальше через проход - романтический ужин молодой пары, еще компания и еще компания. Когда я уже собрался уходить, пришла группа японцев или корейцев, или китайцев (“эти русские так похожи друг на друга ©”). Хотя по тем скудным познаниям, которые у меня есть о Востоке, это, скорее, были японцы.

Обслуживала меня вновь Алекс. Мне не показалось, что меня обслуживали быстрее, чем других, но время почему-то пролетело мгновенно. Дневное недоразумение я уладил, подарив ей еще до прихода на ужин букетик цветов от нашей компании, купленный в Нюрнберге.

Я направился к себе в номер. Две девушки сновали туда-сюда с подносами из ресторана в зал, расположенный в моем здании. Там проходил вечерний семинар какой-то компании, который начался после рабочего дня, в 19-00, и продолжался до 22-00. А когда после вечерней трубки я отправился спать (около 23-00), работа в аудитории кипела: семинар закончился, а на следующее утро там было запланировано другое мероприятие.

…Принадлежности для глажки по-прежнему стояли в коридоре.

День третий, 30 сентября

Отъезд

Утро. Отправляюсь на завтрак. Выхожу из номера. Принадлежности для глажки по-прежнему стоят в коридоре. Рядом с парковкой, впервые за все время пребывания в Шиндлерхофе, вижу стенд с расписанием сегодняшних мероприятий.

После завтрака расчет, вызов такси, прощание с Сандрой. На все ушло не более 15 мин. Стенда с расписанием мероприятий уже нет. Я еду в аэропорт и пытаюсь как-то уместить в голове впечатления от этих двух дней.

Теперь я могу сказать, что там не “все как у всех”. Более 25 лет назад Клаус четко выбрал направление своего бизнеса и упорно шел к своей цели - стать лучшим в своем сегменте. И стал им. Создана потрясающая атмосфера для проведения бизнес-мероприятий. Причем самый важный элемент создания этой атмосферы – люди, персонал компании, который все это обслуживает. Все остальные элементы Шиндлерхофа можно хуже или лучше скопировать: старинный дом, современная аппаратура, зелень, водичка, вкусная еда. А вы попробуйте создать такую команду, как в Шиндлерхофе: свободную, но неразвязную, услужливую, но без лизоблюдства.

Отношения сотрудников Шиндлерхофа к гостям теплые, а между владельцем и сотрудниками – партнерские. Это действительно искренний бизнес. Все сотрудники настроены на одну волну доброжелательности притом, что одеты все по-разному. Ведь униформы в отеле нет. При этом это четко управляемый бизнес без всякого намека на аморфность и панибратство.

Ниша Шиндлерхофа – конференц-отель. Весь сервис, все действия заточены на то, чтобы мероприятия проходили максимально эффективно. Клаус шел и идет на любые траты, которые создают для клиентов дополнительную стоимость, и они готовы за это платить.

В отеле есть небольшой фитнес-центр и сауна, которые почти все время пустуют. Надеюсь, понятно почему.

Пока я добирался до аэропорта, у меня созрели несколько вопросов, которые я задам Клаусу, когда он приедет в Москву.

«Почему в ресторане у блюд нет названий?»

«Почему на всех комнатах висят таблички, что курение запрещено, хотя в отеле и так нельзя курить в помещениях?»

«Почему в номерах нет настенных часов?»

«Почему принадлежности для глажки простояли у моей двери больше полутора суток?»

У меня есть ответы на эти вопросы. Не уверен, что они правильные. А что вы думаете по этому поводу?

Вот я уже в аэропорту. Еще одно приключение. Купив сувениры в газетном киоске, я вышел перекурить. Погода хорошая. Тепло. Вдруг обнаружил, что со мной нет подарка, который Клаус подарил мне, чтобы повесить на стену в нашем офисе. Его мне вчера любезно упаковали на ресепшн Шиндлерхофа. Бегу обратно к киоску. Отлегло от сердца – мой пакет на месте. Думаю, это хорошая примета.

* * * * *

Бизнес Клауса Кобьёлла называют искренним неслучайно. Говорят, что компания является четкой проекцией своего владельца или управляющего (в зависимости от того, кто управляет компанией). В случае Клауса это утверждение верно на сто процентов. Он искренен в своих словах и действиях, таков и его отель.

Наверное, даже в Германии можно найти не один десяток ресторанов с более изысканной кухней. Десятками, а возможно и сотнями, исчисляется количество уютных семейных отелей с дружелюбным персоналом. Есть фешенебельные гостиницы с вышколенным персоналом, огромным числом дополнительных услуг, прекрасными видами из окна, располагающие отлично оборудованными современными бизнес-центрами.

Тогда почему практически круглый год, за исключением периода отпусков и праздничных дней, девять, а часто и все десять помещений для конференций заняты, и в очередь надо записываться за год вперед?

Зачем эти корпоративные мероприятия проводить за сотни и более километров от офиса? Что, нельзя было снять помещение в соседнем престижном отеле или бизнес-центре? Зачем эти парни, одетые в костюмы от лучших кутюрье, с наручными часами, которым позавидовал бы сам Ресин, уже третье десятилетие на один, максимум два, дня прилетают со всей Европы или приезжают на своих первоклассных автомобилях в, по сути дела, обычную немецкую деревню? В отель, где сразу за забором живут простые немецкие обыватели, а в 100 метрах расположены картофельные поля. Где нет гор, моря, красивого озера или реки.

Мой ответ на эти вопросы один - результативность. Затраченные деньги с лихвой окупаются результатами проведенного мероприятия. За счет чего достигается эта результативность? Я считаю, что за счет атмосферы.

В Шиндлерхофе создана идеальная атмосфера для максимально эффективного проведения мастер-классов, семинаров, мозговых штурмов. Здесь легко думается и хорошо работается, если угодно “открываются все чакры”.

Как достигается эта атмосфера? Это и старинные немецкие постройки, и элементы японской культуры, много зелени, отменная кухня, оборудованные по высочайшим стандартам помещения для бизнес-мероприятий, но главное - цементирующий все это, искренне дружелюбный и высококвалифицированный персонал гостиницы.

Рецепт прост на бумаге и сложен на практике, иначе бы опыт Шиндлерхофа был бы уже скопирован другими отелями. Клаус Кобьёлл с юности мечтал создать семейную компанию на многие десятилетия, ему нравился отельный бизнес, и его человеческие качества гармонично сочетались с его видением бизнеса.

Задача была изначально поставлена – сделать лучший конференц-отель в Германии, и через несколько лет упорного труда она была достигнута. Теперь Шиндлерхоф конкурирует только с самим собой. Если хотите футбольную аналогию, Шиндлерхоф – это премьер-лига Англии, а все остальные играют, скажем так, в первом дивизионе.

Как практически создать успешный бизнес Клаус Кобьёлл расскажет на мастер-классе 27 октября. Следите за новостями нашего сайта. На этой неделе на сайте будут размещены фрагменты интервью с Клаусом Кобьёллом.